Членство россии в международных организациях



Членство в международных организациях есть неотъемлемым правом страны, вытекающим из его суверенитета. Различаются две категории членов в межправительственных организациях — полно­правные члены и члены с ограниченными правами. Полноправными членами в таких организациях смогут быть лишь страны. Эта категория, со своей стороны, подразделяется на первоначальных и при­соединившихся членов.

В учредительных актах международных организаций находятся разные положения относительно первоначальных членов. Перво­начальными членами являются: 1) страны, принявшие участие в учредительной конференции (МВФ); 2) страны, принявшие участие в учредительной конференции, и приглашенные на нее, но не участвовавшие в ней (ИМО); 3) страны, участвовав­шие в учредительной конференции либо подписавшие документы, предшествовавшие конференции, и после этого подписавшие и ратифици­ровавшие учредительный акт (ООН).

Очевидно, видятся и иные определения первоначальных членов. Кое-какие интернациональные организации перечисляют такие страны в приложении к учредительному акту (ФАО).

Членство россии в международных организациях

Правовой статус первоначальных членов не отличается от право­вого статуса присоединившихся членов в отношении прав и обязан­ностей, вытекающих из членства в интернациональной организации. Отличие между ними содержится в том, что первоначальные члены своим волеизъявлением создали интернациональную организацию, наде­лив ее правосубъектностью и признав за ней статус интернациональной организации.

К присоединившимся членам интернациональной организации от­носятся те страны, каковые вступили в нее по окончании начала ее деятельности в соответствии с установленными положениями. Для процедуры присоединения имеют значение условия и порядок приема.

Большая часть международных организаций в своих соучредитель­ных актах устанавливают критерии приема в члены. Различаются неспециализированные и особые критерии. К неспециализированным параметрам относятся признание страной-кандидатом целей и правил междуна­родной организации, принятие на себя обязательств, вытекающих из учредительного акта, и свойство эти обязательства делать. Эти критерии используются, в большинстве случаев, во всех международных организациях, а также и тех, учредительные акты которых спе­циально не оговаривают формальных требований к кандидатам в члены (МОТ, ВОЗ, ВПС и др.).

В некоторых учредительных актах предусмотрены кроме этого спе­циальные требования для приема в члены. Так, для приема в ООН нужно быть миролюбивым страной, в ВМО — иметь метеорологическую работу, в ОИК — быть мусульманским государ­ством. Денежные организации устанавливают для каждого канди­дата свои условия приема (МВФ и др.).

Что касается порядка приема, то он бывает упрощенным на базе установленной процедуры с применением голосова­ния. При упрощенном порядке достаточно присоединиться к учре­дительному акту и передать на хранение депозитарию документ о присоединении (Интерспутник, Интернациональная китобойная ко­миссия) или формально принять обязательства, вытекающие из уч­редительного акта, сказав об этом должностному лицу органи­зации (МОТ). Упрощенный порядок установлен для стран — членов ООН при приеме их в специализированные учреждения ООН.



Порядок приема устанавливается в учредительных актах. Так, для приема в члены ООН требуется решение Совбеза, при­нятое с учетом принципа единогласия постоянных членов, и решение Главной Ассамблеи, принятое 2 /3 присутствующих и участвую­щих в голосовании членов. В большинстве других международных организаций достаточно решения пленарного органа, принятого квалифицированным (ОАГ) либо большинством (ВОЗ, ОАЕ).

Наиболее сложна процедура приема в закрытые интернациональные организации. Так, для приема в Организацию Североатлантического договора (НАТО) нужно приглашение, принятое единогласно всеми странами-членами, решение Совета НАТО, ратифициро­ванное всеми членами НАТО.

Государство, не являясь членом интернациональной организации, может учавствовать в его работе в качестве наблюдателя. В по­следнее время появились и иные формы привлечения стран-нечленов к участию в деятельности интернациональной организации, к примеру статус намерено приглашенного страны (Совет Ев­ропы), статус полномасштабного партнера по диалогу (АСЕАН).

Членство россии в международных организациях

В некоторых международных организациях (к примеру, в ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО) предусматривается особенная форма членства с ограниченными правами (ассоциированный член, член-сотрудник, сочлен). Такое членство предоставляется территориям либо группам территорий, не несущих ответственности за ведение своих внешних сношений. Члены с ограниченными правами есть в праве участво­вать в совещаниях, получать документы, но не смогут принимать участие в голосовании и избираться в органы организации.

Прекращение членства может иметь место двумя методами: выход и исключение. Учредительные акты большинства международ­ных организаций предусматривают положения о выходе из органи­зации на базе исполнения определенных условий: наличия пись­менного заявления о выходе, исполнения денежных обязательств, установления определенного срока для вступления заявления в силу и др. В случае если учредительные акты не содержат положений о выходе, это не свидетельствует, что член не имеет возможности выйти из организации. Оно имеет на это право в силу присущего ему качества суверенитета. В практике международных организаций такие выходы имели место много раз (так, прекратили свое членство Индонезия в 1965 г. в ООН, США, Англия и Сингапур в 1984-1985 гг. в ЮНЕСКО). Государство может мотивировать свой выход, но это его право, а не обязанность. Вместе с тем государство не должно применять выход либо угрозу выхода для оказания давления на интернациональную организацию.

Членство россии в международных организациях

Исключение из организации производится за систематическое на­рушение уставных обязательств. Оно предусмотрено большинством учредительных актов в качестве дисциплинарной санкции по реше­нию высшего органа организации. В ООН такое решение принимает Главная Ассамблея по советы Совбеза.

Ряд специализированных учреждений предусматривают автома­тическое прекращение членства, в случае если государство исключено из ООН. Прекращение членства может иметь место и в силу других обстоятельств — ликвидации интернациональной организации, исчезновения страны как субъекта международного права, несогласия государ­ства-члена с принятой поправкой к учредительному акту.

Членство россии в международных организациях

От прекращения членства необходимо отличать приостановление член­ства. В соответствии с уставам международных организаций, оно кроме этого при­изменяется за нарушение уставных обязательств, но на определенный срок. Значительно чаще имеет место лишение права голоса в органах между­народной организации, приостановление права представительства в высшем органе. Так, Гаити и Доминиканская Республика были лише­ны права голоса в Главной Ассамблее ООН в 1968 году за фи­нансовую задолженность по членским взносам. Начиная с 1970 года было приостановлено представительство ЮАР в Главной Ассам­блее за проведение политики апартеида.

Статьи по теме