Краткое содержание сказки о потерянном времени



Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Обучался он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, а также по пению.

Краткое содержание сказки о потерянном времени

- Успею! - сказал он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая - он сохранял надежду на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё успею да успею.

И вот в один раз пришёл Петя Зубов в школу, как неизменно, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
- Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа задаёт вопросы откуда-то из-за вешалок:
- Кто меня кличет?
- Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.
- А из-за чего у тебя сейчас голос таковой хриплый? - задаёт вопросы тётя Наташа.
- А я и сам удивляюсь, - отвечает Петя. - Внезапно охрип вдруг.
Вышла тётя Наташа из-за вешалок, посмотрела на Петю да как вскрикнет:
- Ой!
Петя Зубов также испугался и задаёт вопросы:
- Тётя Наташа, что с вами?
- Как что? - отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а в действительности вы, должно быть, его дед.

- Какой же я дед? - задаёт вопросы мальчик.- Я - Петя, ученик третьего класса.
- Да вы взглянуть в зеркало! - говорит тётя Наташа.
Посмотрел мальчик в зеркало и чуть не упал. Заметил Петя Зубов, что превратился он в большого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.
Наблюдал на себя Петя, наблюдал, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:
- Мама! - и выбежал прочь из школы.
Бежит он и думает:
- Ну уж в случае если и мама меня не определит, тогда всё пропало.
Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Обучающая таблица. Современный метод обучения. Играем дома, с приятелями, в детском саду, в школе. Превосходный презент Вашему ребёнку

Kids Russian Characters Sound Wall Chart Language ABC Alphabet Number Flipchart Flip Chart. Early Learning Education Machines

Доставка. Бесплатная доставка в Russian Federation работой China Post Registered Air Mail

Расчётное время доставки: 26-48 дн.

Мама открыла ему дверь.
Наблюдает на Петю и молчит. И Петя молчит также. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
- Вам кого, дед? - задала вопрос мама наконец.
- Ты меня не выясняешь? - тихо сказал Петя.
- Простите - нет, - ответила мама.
Отвернулся бедный Петя и отправился куда глаза смотрят.

Идёт он и думает:
- Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей. И основное, ничему опоздал обучиться. Настоящие старики - те либо доктора, либо мастера, либо академики, либо учителя. А кому я нужен, в то время, когда я всего лишь ученик третьего класса? Мне кроме того и пенсии не дадут: так как я всего лишь три года работал. Да и как работал - на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не увидел, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.
- Хорошо бы отдохнуть, - поразмыслил Петя и внезапно заметил, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.

Вошёл Петя в домик - хозяев нет. Стоит среди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Около стола - четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.
Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихо, утёр слезы бородой и уснул.

Просыпается Петя - в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А около стола сидят парни - два мальчика и две девочки. Громадные, окованные медью счёты лежат перед ними. Парни считают и бормочут:
- Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три. Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за парни? Из-за чего они такие хмурые? Из-за чего кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Из-за чего именуют друг друга по имени-отчеству? Для чего собрались они ночью тут, в одинокой лесной избушке?
Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот так как как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не подмечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и перевоплотили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не увидели: так как человек, зря теряющий время, не подмечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а парни - ветхими стариками.
Как быть?
Что делать?
Да неужто же не вернуть ребятам потерянной юности?
Подсчитали волшебники время, желали уже запрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович - основной из них - не разрешил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и снова защёлкал на счётах.

Считал, считал он, шептал, шептал, пока не продемонстрировали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько оказалось у него.
Позже подозвал он волшебников к себе и заговорил тихо :
- Господа волшебники! Знайте - парни, которых мы перевоплотили сейчас в стариков, ещё смогут помолодеть.
- Как? - вскрикнули волшебники.
- на данный момент скажу, - ответил Сергей Владимирович.
Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, возвратился, закрыл дверь на задвижку и поворошил сено палкой.
Петя Зубов замер, как мышка.
Но керосиновая лампа светила тускло, и не добрый волшебник не заметил Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил тихо:
 - К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. В случае если парни, которых мы перевоплотили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети опять станут детьми, а мы погибнем.
Помолчали волшебники.

Позже Ольга Капитоновна сказала:
- Откуда им всё это определить?
А Пантелей Захарович проворчал:
- Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
А Марфа Васильевна пробормотала:
- Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сходу собьются!
- Так-то оно так, - ответил Сергей Владимирович. - А всё-таки пока что держите ухо востро. В случае если доберутся парни до ходиков, тронут стрелки - нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять - идём на работу.

Краткое содержание сказки о потерянном времени

И волшебники, запрятав счёты в стол, побежали, как дети, но наряду с этим кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя зря времени, скрываясь за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город ещё не проснулся. Мрачно было в окнах, пусто на улицах, лишь милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил восход солнца. Зазвенели первые трамваи. И заметил наконец Петя Зубов - идёт не торопясь по улице старуха с большой корзинкой.
Подбежал к ней Петя Зубов и задаёт вопросы:
- Скажите, пожалуйста, бабушка, - вы не школьница?
А старуха как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он мало - дальше отправился. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, торопятся на работу люди. Грохочут грузовики - скорее, скорее нужно сдать грузы в магазины, на фабрики, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, дабы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. какое количество раз видел всё это Петя Зубов и лишь сейчас осознал, из-за чего так опасаются люди не успеть, опоздать, отстать.
Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сходу видно - настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Возможно, преподаватель. Вот старик с ведром и кистью - это маляр. Вот спешит красная пожарная машина, а в машине старик - глава пожарной охраны города. Данный, само собой разумеется, ни при каких обстоятельствах в жизни не терял времени понапрасну.
Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, ветхих детей, - нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, опоздал, ни на что не годен, никому не нужен.
Ровно в полдень зашёл Петя в мелкий скверик и сел на скамеечку отдохнуть.
И внезапно быстро встал.
Заметил он - сидит неподалеку на другой скамеечке старуха и плачет.
Желал подбежать к ней Петя, но не посмел.
- Подожду! - сказал он сам себе. - Взгляну, что она дальше делать будет.
А старуха прекратила плакать, сидит, ногами болтает. Позже достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старуха газету - Петя ахнул от эйфории: Пионерская правда! - и принялась старуха читать и имеется. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старуха читать, запрятала газету и ситный и внезапно что-то заметила в снегу. Согнулась она и схватила мячик. Возможно, кто-нибудь из детей, игравшихся в сквере, утратил данный мячик в снегу.
Осмотрела старуха мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, поднялась, подошла не торопясь к дереву и давай играть в трёшки.
Ринулся к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
- Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Старуха подпрыгнула от эйфории, схватила Петю за руки и отвечает:
- Правильно, правильно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто таковой?

Поведал Петя Марусе, кто он таковой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старуха. Нарисовала мелом на асфальте классы и прыгает на одной ножке, гоняет камешек.
Ринулись Петя и Маруся к ней.
- Бабушка! Вы школьница?
- Школьница! - отвечает старуха. - Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Поведали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как через землю провалился. Куда лишь ни заходили старики - и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки - пропал мальчик, да и лишь.
А время идёт. Уже начало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается сутки. Что делать? Неужто всё пропало?

Внезапно Маруся закричала:
- Смотрите! Смотрите!
Взглянули Петя и Наденька и вот что заметили: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Краткое содержание сказки о потерянном времени

Ринулись парни за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный пламя, остановился трамвай.
Схватили парни колбасника за полы, оторвали от колбасы.
- Ты школьник? - задают вопросы.
- А как же? - отвечает он. - Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Поведали ему парни, кто они такие.

Дабы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.
Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Поднялись они, уступают нашим старикам место:
- Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.
Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как специально, попались вежливые, вежливые, просят стариков, уговаривают:
- Да садитесь же! Вы за свою продолжительную жизнь наработались, устали. Сидите сейчас, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом.
Но тут ожидала их новая беда. Заблудились они в лесу.
Наступила ночь, чёрная-чёрная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

- Ах время, время! - говорит Петя. - Бежит оно, бежит. Я день назад не увидел дороги обратно к домику - опасался время утратить. А сейчас вижу, что время от времени лучше израсходовать самую малость времени, дабы позже его сберечь.
Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на берёзу и заметил - вон он, домик, в двух шагах белеют его стенки, светятся окна среди густых ёлок.
Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
- Тише! Ни слова! За мной!
Подползли парни по снегу к домику. Посмотрели с опаской в окно.
Ходики показывают без пяти мин. двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут похищенное время.

- Они дремлют! - сказала Маруся.
- Тише! - тихо сказал Петя.
Тихо-тихо открыли парни дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать поднялись они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево.

С криком быстро встали волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.

- Поднимите меня! - закричал Петя. - Я делаюсь мелким, я не добываю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как словно бы их и не было на свете.

Краткое содержание сказки о потерянном времени

Взглянули парни друг на друга и захохотали от эйфории. Они опять стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное зря время.

Они-то спаслись, но ты не забывай: человек, который понапрасну теряет время, сам не подмечает, как стареет.

Худ. А. Чеботарев

Статьи по теме